Колмогорова Оксана Александровна МБДОУ №44 "Детский сад комбинированного вида" г.Кемерово
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 17422.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Оксана Колмогорова (УИ №7244, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Программа по развитию сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста «Учимся, играя»Паспорт программы. Продолжительность программы: сентябрь – май. Тип программы: познавательно – игровой. Участники: дети ясельной группы, воспитатели, родители. Постановка проблемы. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Актуальность программы: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, об их положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного и физического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей. Цель программы: обеспечение накопления представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Задачи программы: · Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; · познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр; · воспитывать познавательный интерес, любознательность; · упражнять в установлении сходства и различия между предметами; · способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков; · развивать мелкую моторику рук; · повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; · привлекать родителей изготавливать дидактические игры для развития сенсорных способностей детей. Продукт программы: · Игры и пособия для развития сенсорных навыков. · Сенсорная зона с новым оборудованием, играми. · Материалы для родителей: консультации, описание мастер-класса, презентации. · Выставка «Учимся, играя». Этапы реализации программы. 1 этап – подготовительный; 2 этап – практический; 3 этап – заключительный. Содержание программы.
Подготовительный этап: · Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДОУ. · Проведение мониторинга. · Анализ полученных результатов, выводы. · Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников". · Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей. Практический этап: Работа с детьми: 1. Организованная образовательная деятельность. 2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». 3. Дидактические игры с малышами: 3.1. Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина, например: «Спрячем в домике», «Найди такой же…», «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.) 3.2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика речи, слух: «Постучим – погремим», «Кто как кричит?» и т.д.) 3.3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии), книжки-малышки. 4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д. 5. Мозаика: настольная и напольная. 6. Настольно-печатные дидактические игры. 7. Самостоятельные игры малышей. 8. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями: 1. Консультация «Сенсорное восприятие как основная форма познания окружающего мира». 2. Беседы о роли развивающих игр для малышей. 3. Наглядная информация: папки-передвижки «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». 4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. Заключительный этап. Анализ результатов проекта.
Перспективно - тематический план организованной образовательной работы с детьми
Перспективный план работы с родителями
Используемая литература: 1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». 2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» 3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995. 4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997. 5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г. 6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г. 4 марта 2017 в 20:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.